Семейное образование: новые возможности и новые проблемы

На сегодняшний день около сотни красноярцев выбрали для своих детей семейную форму образования. Такую возможность гражданам РФ дал новый Федеральный закон. Теперь российские родители, в том числе и в Красноярске, получили право обучать детей вне образовательных организаций, по тем программам, которые сами сочтут необходимыми.

Причины для такого решения могут быть разными. Например, если ребёнок спортсмен и не может уделять достаточно времени школьным занятиям, или у малыша особенная психика, не приспособленная для обучения в условиях общеобразовательной школы, или - проблемы со здоровьем и т. д.

 

Частный случай

 

Однако кроме дополнительных возможностей новая форма обучения принесла родителям и определённые проблемы.

Например, некоторое время назад группа красноярцев сообщила депутату Максиму Золотухину о том, что отдельные красноярские школы необоснованно требовали от их детей, находящихся на семейном образовании, прохождения промежуточной аттестации.

Другими словами, предлагалось регулярно сдавать те же самые экзамены, которые сдают обычные школьники.

Что, во-первых, конечно же, с практической точки зрения неосуществимо. Ведь каждый ребёнок, находящийся на семейном обучении, занимается по собственной программе, а не по планам учебных заведений.

Кроме того, по мнению депутата, это не только невозможно сделать практически, но и неправомерно.

- В федеральном законе об образовании указано, что ребёнку, находящемуся на семейном обучении, для того чтобы получить аттестат о среднем образовании, необходимо сдать три итоговые аттестации: по окончании 4-го, 9-го и 11-го классов. Причём сделать это он имеет право в любом образовательном учреждении, имеющем соответствующую лицензию, бесплатно, - поясняет Максим Золотухин.

Никаких иных условий перед детьми и их родителями федеральный закон не ставит. Поэтому депутат направил запрос в прокуратуру, откуда был получен ответ, указывающий на неправомерные требования школы к родителям.

 

Общая проблема

 

Этот частный случай, благодаря вмешательству депутата, был благополучно разрешён. Однако теперь предстоит добиться, чтобы и остальные красноярские школы не предъявляли неправомерных требований к родителям и детям, выбравшим семейную форму обучения.

Понятно, что школы работают по своей учебной программе, где прописаны требования к допуску на итоговую аттестацию для школьников-очников. Поэтому у педагогов нет понимания, как осуществлять допуск к итоговой аттестации детей, обучающихся вне школы. И образовательные учреждения обязаны привести в порядок свои внутренние документы по этому направлению деятельности к 2016 году. В том числе написать внутреннее положение о семейном образовании, где будут прописаны механизмы зачисления для прохождения аттестации и порядок допуска к ней и непосредственной сдаче.

- Сегодня на уровне города или края не хватает официального документа, который бы описывал то, каким конкретно образом родитель может зачислить ребёнка для прохождения итоговой аттестации и как его ребёнок должен получить к ней допуск, то есть минимальные требования для того, чтобы сдать итоговую аттестацию, - отмечает Максим Золотухин.

Поэтому пока получается, что те, кто получает семейное образование, сдают промежуточные аттестации так, как предлагают школы, что препятствует возможности выстроить индивидуальную, сделанную под ребёнка образовательную программу.

Хотя стоит отметить, что некоторый прогресс в деле продвижения семейного обучения в Красноярске всё же наблюдается. Так, в сентябре открылся Центр подготовки семейного образования и открытых форм образования. Это организация, которая помогает в том числе тем, кто перешёл на эту форму обучения. Инициатором и организатором открытия Центра стал как раз депутат городского Совета Максим Золотухин. Здесь проводятся бесплатные консультации для родителей, лекции психологов и педагогов - в общем, оказывается помощь мамам и папам в грамотном построении учебного процесса, основанного на индивидуальных особенностях ребёнка.

Елена (мама ребёнка, находящегося на семейном обучении):

- В январе этого года мы сыном перешли на семейное образование. О чём нисколько не жалеем. Мы сами выбираем порядок и интенсивность изучения дисциплин.

А ещё у нас есть такие занятия, которых, наверное, больше нет в этом городе. В "Пилоте" открылся Центр поддержки семейного образования и других открытых форм образования. Там с нашими ребятами работают психологи, методисты, проводятся как индивидуальные встречи, так и групповые занятия. В Центре работают не только с детьми, но и с нами, родителями: ведь нас тоже нужно учить