Горсовет как школа народовластия

- На самом деле конфигурация городского Совета, приступившего к работе 20 сентября 2013 года, очень сложная. Ни одна политическая сила не делегировала в состав депутатского корпуса абсолютного большинства,- поясняет председатель городского Совета Валерий Ревкуц.- Поэтому первая и главная задача любой депутатской группы - для принятия решения добиться большинства (50 процентов плюс 1 голос). Это значит, что надо с кем-то договариваться, излагать аргументы и убеждать товарищей.

"Притирка" осложнялась тем, что у многих вновь избранных депутатов не было опыта парламентской деятельности. В период выборов кандидаты часто не скупятся на обещания избирателям: "Я пойду в горсовет с такой-то своей программой. Обещаю, что завтра мы построим вот это, послезавтра - вот то... И решим все проблемы города. Я сниму с работы такого-то чиновника и так далее, и тому подобное!" Но городской Совет - коллегиальный орган и 36 депутатов-индивидуалистов и/или популистов способны полностью парализовать его работу. Депутат должен уметь договариваться, выражая мнение избирателей, акцентируя внимание на волнующих его проблемах жизни города и склоняя на свою сторону абсолютное большинство горсовета,- считает Валерий Ревкуц.

Поскольку некоторые вновь избранные депутаты не очень хорошо разбирались в собственных полномочиях и в том, каким образом какие решения готовятся, в городской Совет для "факультативных" занятий были приглашены специалисты краевого института муниципального развития, которым можно было задавать любые вопросы. Теперь председатель горсовета уверен, что все депутаты досконально знают федеральный закон N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления" и дополнения к нему.

- Работа была достаточно напряжённой в течение всего года,- говорит Валерий Ревкуц.- Мы провели 16 заседаний сессий городского Совета, на которых были приняты 145 нормативных актов, состоялись 149 заседаний постоянных комиссий, где рассмотрены 643 вопроса и 166 проектов правовых актов, проведено 21 заседание рабочих групп. В городской Совет поступили и рассмотрены около 800 обращений юридических лиц - это предприятия, организации, учреждения. Более тысячи заявлений поступили от физических лиц, на личных приёмах у депутатов побывали более двух тысяч двухсот человек. Такие встречи с избирателями минимум раз в месяц проводят все депутаты независимо от того, избирались они по партийным спискам либо в одномандатных округах, некоторые депутаты проводят приёмы граждан по два раза в месяц и чаще.

В сфере внимания депутатов и стратегические вопросы городской жизни - бюджет, ЖКХ, транспорт, образование и локальные проблемы конкретных людей. Своеобразный индикатор общественных настроений - приём депутатами граждан по личным вопросам. На таких встречах видна динамика решения тех или иных проблем, выявляются новые "болевые точки" города.

- Простой пример. Несколько лет назад самой большой проблемой для многих красноярцев было определить ребёнка в детское дошкольное учреждение,- напоминает председатель горсовета.- Не могу сказать, что эта проблема решена, но определённая разрядка напряжённости имеет место. Это результат понимания того, что муниципальные органы власти должны создать все условия для детского дошкольного воспитания. В этом году мы стали работать с частными детскими дошкольными учреждениями, подвели под это правовую базу, которая позволяет частным учреждениям оказывать муниципальную услугу по детскому дошкольному воспитанию.

Избранный горожанами депутат - это, по сути, посредник между населением и исполнительной властью. Депутаты помогают горожанам довести проблемы Красноярска до исполнительной власти этого же Красноярска. Но может ли депутат "сметь своё суждение иметь" и отстаивать его, а не быть ретранслятором чужих идей и мнений? Ведь общение - это дорога с двусторонним движением!

- Не бывает абсолютно правой ни одна сторона, ни другая - всегда достигается общественный компромисс,- так обозначает свою позицию Валерий Ревкуц.- Например, мы говорим о максимальном финансировании детских дошкольных учреждений, но есть люди, у которых нет детей или они давно выросли, и они говорят: "А зачем так много? Когда мы были молодыми, нам город не помогал, мы сами искали бабушек и другие варианты присмотра за ребёнком!" Тем не менее нужно искать компромисс и в интересах абсолютного большинства людей перераспределять бюджетные средства.

В этом году к традиционным вопросам, которые горсовет рассматривает регулярно, добавился один очень важный, который должен определить основные принципы развития Красноярска до 2033-го года - это новый генеральный план. Общественные слушания по его проекту только начались, но уже выявили немало прямо противоположных интересов муниципалитета, представителей бизнеса и горожан. Валерий Ревкуц уверен, что кому-то, конечно, придётся ограничить свои личные интересы, но разумный компромисс и депутаты городского Совета, и горожане выработать могут и должны.

- Генеральный план - это общественный договор, а в обществе работает объективный закон всё возрастающих потребностей. Хотим мы этого или нет, но всё, чем мы были удовлетворены вчера, завтра покажется нам недостаточным. В жизни города, в его устройстве тоже происходят изменения, происходят они и в наших представлениях о том, каким должен быть Красноярск. И всё это нужно "приспособить" к уже сформированным улицам, построенным районам, принять решение, каким образом свести к минимуму транспортные пробки и другие жизненные неудобства, которые имеют место быть. Город должен быть средой обитания, в которой приятно находиться. На это и направлен новый генеральный план города, он должен предложить горожанам, что и как мы будем делать, как развиваться, на что тратить бюджетные деньги, чтобы свести к минимуму, а в идеале вообще исключить жизненные неудобства. И это не должна быть директива, которая родилась в кабинете - публичные слушания и необходимы для того, чтобы учесть мнения граждан, которые здесь живут.

Год пролетел в делах и заботах

Как-то незаметно депутаты городского Совета Красноярска, избранные всего год назад, стали восприниматься как опытные и эффективные специалисты в области местного самоуправления. Каким был для них этот год, что удалось сделать, а что в перспективе? На эти вопросы коротко ответили председатели постоянных комиссий горсовета.

Председатель постоянной комиссии по безопасности жизнедеятельности и экологии Сергей Толмачёв:

- Вопросом N 1 в поле зрения нашей комиссии в минувшем году был завод ферросплавов. В результате совместных действий администрации города и депутатов компания "ЧЕК-СУ.ВК" проиграла все суды. Конечно, точку в вопросе строительства завода в Красноярске пока ставить нельзя, но есть данные, что компания подыскивает для него другую площадку вне Красноярского края. Серьёзная тема, стоящая на повестке в комиссии - создание системы мониторинга окружающей среды. Важной её частью должна стать мобильная лаборатория, средства на которую удалось изыскать в бюджете.

Мы комиссия не только по экологии, но и по безопасности. В связи с недавними изменениями в федеральном законодательстве, стало возможным обсуждать создание в Красноярске народных дружин. Скорее всего, они появятся на базе уже существующих общественных организаций ("Стоп-хам" и другие), федеральный закон N 44 "Об участии граждан в охране общественного порядка" позволит расширить их полномочия.

Председатель постоянной комиссии по бюджету и налоговой политике Наталия Фирюлина:

- Бюджет - это ключевой вопрос, который необходимо решать депутатам, потому что это закон, по которому живёт город Красноярск. У некоторых впервые избранных депутатов было очень прямолинейное понимание бюджета, то есть каждый пытался понять, а что, собственно, нового произойдёт в его округе? Появятся ли там детский сад, школа, будет ли там новая дорога и так далее? Рассмотрение бюджета позволило каждому депутату понять, что будет происходить с городом вообще и с его конкретным избирательным округом в частности. Мы научились договариваться и понимать друг друга. Мы понимаем, что не можем сконцентрироваться на каком-то одном объекте, мы в целом стали думать о том, как распределять средства.

Председатель постоянной комиссии по вопросам охраны здоровья, развитию физической культуры, спорта и туризма Павел Ростовцев:

- Главный итог нашей работы в том, что, проанализировав муниципальную программу "Развитие физической культуры, спорта и туризма в городе Красноярске" на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов и ход её исполнения, мы сформулировали предложения по совершенствованию этой программы. Причём сделали это до внесения проекта бюджета Красноярска на 2015 год в городской Совет, чтобы при разработке бюджета администрация города могла работать с конкретными предложениями депутатов по данному вопросу.

Тем на постоянном контроле в комиссии очень много. Это развитие острова Татышев, строительство спортивных сооружений, создание условий для развития массового спорта и физической культуры в шаговой доступности. Не всё получается в плане развития туризма, сейчас, в рамках рекомендаций, которые выдали Красспорту, мы хотели бы получить чёткое понимание, как будет развиваться туризм в Красноярске.

Председатель постоянной комиссии по городскому самоуправлению Виталий Дроздов:

- Год назад мы начали работу, наверное, активнее всех других комиссий, потому что прежде всего надо было сформировать рабочие органы городского Совета. Мы существенно изменили их структуру по сравнению с предыдущими созывами.

Следующий этап - это корректировка Устава города. Общий вектор - усиление роли городского Совета в контроле за исполнительной властью.

Председатель постоянной комиссии по градостроительной политике Юрий Туров:

- Поначалу было нелегко - многие коллеги, впервые избранные депутатами, были далеки от специфики работы с чиновниками и от нормотворчества муниципального уровня. Но мы научились работать вместе. Главным достижением комиссии за год работы я считаю изменения в правилах землепользования и застройки в Красноярске. Мы стремимся к тому, чтобы все субъекты строительной отрасли находились в равных условиях.

Надо добиться и того, чтобы каждый застройщик предусматривал места под необходимые социальные объекты, а не "гнал" только квадратные метры жилья.

Председатель постоянной комиссии по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту Аркадий Волков:

- Одним из наиболее важных в этом году был вопрос повышения стоимости жилищной услуги для муниципального жилого фонда. Депутаты нынешнего созыва, не увидев финансовое обоснование, отказались повышать тариф. Тем самым наша комиссия сохранила в карманах красноярцев порядка 400 миллионов рублей.

Мы ввели в перечень правил благоустройства понятие "сооружение" как инженерно-строительный объект, не привязанный к сетям. Так мы определили судьбу подпорных стен, теперь у нас есть перечень этих объектов с указанием того, кто за них должен отвечать.

Председатель постоянной комиссии по науке, образованию, молодёжной политике и культуре Марина Малышева:

- Самый животрепещущий вопрос в этом году - детские сады. 2016 год близко, а президент поставил задачу до конца этого года обеспечить местами в дошкольных образовательных учреждениях всех детей старше 3-х лет. Мы рассматриваем разные пути решения вопроса, в частности - дотации частным детским садам, чтобы родители ребят, посещающих эти учреждения, несли не большую финансовую нагрузку, чем родители детей, которые ходят в муниципальные детские сады.

Председатель постоянной комиссии по социальной защите и делам семьи Елена Курамшина:

- В сфере нашего ведения и вопросы поддержки людей, попавших в трудную жизненную ситуацию, и выделение земельных участков многодетным семьям, и социальное обслуживание одиноко проживающих пенсионеров. Если у людей нет родственников, за ними ухаживают сотрудники центров социального обслуживания, пожилым людям выплачивают компенсации в счёт того, что после ухода этого человека из жизни его жильё перейдёт в собственность города и будет распределено нуждающимся очередникам.

В Красноярске очень остро стоит вопрос доступной среды. Мы работаем по нему с департаментами транспорта и городского хозяйства.

Председатель постоянной комиссии по экономической политике, собственности и содействию развития предпринимательства Евгения Бухарова:

- Работа была очень напряжённая. Сразу после выборов горсовет и наша комиссия были вовлечены в процесс утверждения муниципальных программ и бюджета на 2014 год.

Очень важный вопрос, который до сих пор находится в процессе обсуждения и решения - это вопрос временных сооружений. Это важно и с позиции поддержки предпринимателей, и для пополнения бюджета за счёт налогов от предпринимательской деятельности.

Невзирая на то, что наша комиссия одна из самых больших по численности, интерес депутатов к решению вопросов налицо. Заседания проходили очень активно - те, кто был избран в первый раз и далёк от экономики, учились, впитывали знания о специфике бюджетного процесса и ведения экономической деятельности в муниципальных образованиях. Это говорит об ответственности депутатов городского Совета за принимаемые решения.

Андрей Кузнецов